Семейное образование: как это происходит у нас

kuzmina.nastya

Пользователь
Я уже давно хотела осуществить свою идею обмена практическим опытом реализации непосредственно семейного образования как такового. Поясню, что я имею ввиду. Мы (родители) достаточно часто обсуждаем вопросы аттестации или оформления на семейное образование, развенчиваем различные мифы и страхи, связанные с СО, делимся какими-то методическими находками. Но вот про то, как же происходит само семейное образование, мы говорим, как мне кажется, очень мало. И по сути не знаем, кто что делает у себя дома. И кто что вкладывает в понятие "семейное образование".
Поэтому какое-то время я буду вести здесь краткий дневник наших с Машей занятий. Пока мне не надоест ))
Для тех, кто ничего про меня не знает, поясню, что в этом году Маша сдает аттестации за 8 класс. Вне школы она учится шестой год.

27 марта, пт
1. С утра Маша сдала аттестацию по истории
2. Химия - один параграф (учебник "Сферы" за 9 класс, учебник за 8 класс Маша уже закончила)
3. Фильм "Ричард II" https://ru.wikipedia.org/wiki/Пустая_корона
4. После фильма я читала Маше вслух избранные места из "Ричарда II", вспоминали исторический контекст пьесы

28 марта, сб
1. Химия - два параграфа
2. Сайт "Лингвалео" (договаривались заниматься по полчаса каждый день, но реально получается час)
3. А. К. Толстой "Князь Серебряный" - двенадцать глав (это по программе по литературе)
4. Перед тем как Маше начать читать, посмотрели в Википедии про главных действующих лиц - вымышленных и реальных.
5. Фильм "Генрих IV"
6. После фильма я читала Маше вслух избранные места из "Генриха IV", вспоминали исторический контекст пьесы.

29 марта, вс
1. Химия - два параграфа
2. Сайт "Лингвалео"
3. А. К. Толстой "Князь Серебряный" - восемь глав
4. Фильм "Генрих V"
5. После фильма я читала Маше вслух избранные места из "Генриха V", вспоминали исторический контекст пьесы.

30 марта, пн
1. Химия - три параграфа
2. Сайт "Лингвалео"
3. А. К. Толстой "Князь Серебряный" - двенадцать глав
4. Вместе смотрели документальные фильмы про Стравинского и Рахманинова (из цикла "Гении" Андрона Кончаловского)

31 марта, вт
1. Химия - четыре параграфа
2. Сайт "Лингвалео"
3. А. К. Толстой "Князь Серебряный" - восемь глав (конец)
4. Фильм "Царь" https://ru.wikipedia.org/wiki/Царь_(фильм)
5. Перед фильмом прочитали вместе про митрополита Филиппа (Колычева), восстановили "историческую череду" митрополитов московских и в последующем патриархов до Филарета, вспомнили историю возникновения патриаршества на Руси.

1 апреля, ср
1. Химия - четыре параграфа
2. Сайт "Лингвалео"
3. Работа над эссе (это в Универсариуме http://universarium.org/#/ курс "Умные вещи")
4. Фильм "Борис Годунов" https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Годунов_(фильм,_1986) (программа по литературе)
5. После фильма я читала Маше вслух избранные места из поэмы Пушкина.
6. Сравнивали содержание поэмы, фильма и оперы Мусоргского, которую мы смотрели не так давно в нашем оперном. Обсуждали взгляд Пушкина на убийство царевича Дмитрия (Борис Годунов - убийца или жертва интриг?) и роль юродивого в поэме (слова юродивого - это слова городского сумашедшего, выражение мнения народа или "истина от Бога"?) Кратко восстановили историю Смутного времени.

2 апреля, чт
1. Химия - четыре параграфа
2. Сайт "Лингвалео"
3. Работа над эссе
4. Разбирали с Машей непонятные вопросы по химии.

3 апреля, пт
1. Химия - два параграфа (учебник закончился)
2. Сайт "Лингвалео"
3. Подготовка к докладу по истории искусств (в художественной школе) - вместе обсуждали логику построения доклада.
3. Работа над эссе
4. Маша показала эссе папе, он сказал свои замечания. Потом я тоже прошлась с редактурой ))

Продолжение следует...
Вопросы приветствуются ))
 

Traveller

Пользователь
Настя, а как Маша изучает параграфы по химии? ( конспект, учила ....?) ,про решения задач по химии ты тоже ничего не пишешь. Как ты понимаешь что она усвоила материал?
 

kuzmina.nastya

Пользователь
Таня, Маша просто читает параграфы на два раза - в этот день и на следующий день. Ну то есть я не требую от нее конспекта или заучивания. Хотя, если ей надо, она сама что-то пишет в тетради. Критерий для Маши - она должна понимать каждое предложение параграфа. А когда мы разбираем то, что Маша не поняла, я, собственно, и узнаю, усвоила она или не усвоила. Объясняю, а потом задаю всякие каверзные вопросы, чтобы убедиться, что она понимает суть явления. Ну вот, например, реальные вопросы, которые я ей задавала:
Как ты думаешь, азот взаимодействует с водой или нет?
Когда мы говорим, что основание не растворяется в воде, что на самом деле происходит?

Задачи, да, пока еще не решали. Будем.
 

kuzmina.nastya

Пользователь
Продолжаем ))

4 апреля, сб
1. Лингвалео
2. Фильм "Борис Годунов", где действие перенесено в наше время (программа по литературе) https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Годунов_(фильм,_2011)

5 апреля, вс
1. Лингвалео
2. Подготовка к аттестации по английскому
3. Л. Толстой "После бала" (программа по литературе)
4. Опера "Князь Игорь" в нашем оперном театре (это в рамках нашего годового проекта изучения творчества композиторов Могучей кучки)

6 апреля, пн
1. С утра Маша сдала аттестацию по английскому.
2. Наконец-то отправили эссе на проверку ("Универсариум", курс "Умные вещи")
3. Л. Толстой "После бала" (еще раз)
4. Л. Толстой "Николай Палкин" (Не по программе. Мы уже читали этот рассказ в прошлом году, тогда я его читала Маше вслух. Теперь же я посоветовала ей еще раз перечитать его самой.)
5. Лингвалео
6. Работа над кроссвордом (задали по истории искусств)

7 апреля, вт
1. Лингвалео
2. Проверка пяти чужих эссе ("Универсариум")
3. Очередной (последний) модуль курса "Умные вещи" ("Универсариум")
4. Повторение учебника информатики (потому что следующая аттестация - информатика)

8 апреля, ср
1. Линвалео
2. Маша по своей инициативе решила читать книгу про русских путешественников http://www.labirint.ru/books/429096/, которую мы уже начинали года два назад, да забросили - не хватило времени. Сейчас она вдохновилась моим рассказом про Землю Санникова https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_полярная_экспедиция и решила, что будет читать хотя бы один разворот в день. Прочитала три разворота.
3. Чтение учебника-хрестоматии по литературе
4. Вечером Маша с папой обсуждали непонятное по информатике.

9 апреля, чт
1. Чтение учебника-хрестоматии по литературе
2. Линвалео
3. Три разворота из книги про путешественников
4. Первый модуль курса "Домашняя мульстудия" ("Универсариум")
5. Вечером Маша работала с ссылками по информатике, которые прислал ей папа: читала здесь http://ikthelp.ru/informacionnye-modeli-na-grafax-7-klass, решала задачи здесь http://festival.1september.ru/articles/594049/ и здесь http://inf.reshuege.ru/test?theme=276
 

kuzmina.nastya

Пользователь
10 апреля, пт
1. Чтение учебника-хрестоматии по литературе
2. Лингвалео
3. Четыре разворота из книги про путешественников
4. Подготовка к аттестации по информатике. (Аттестация будет по билетам. Всего тринадцать билетов. В билете два теоретических вопроса и одно практическое задание.) В этот день Маша приготовила шесть билетов: составила план ответа, проговорила ответ.
5. Повторяла как делать презентации в PowerPoint и рисовать в Paint. Учитывая то, что на аттестации придется это делать в ОС Windows, тогда как Маша чаще пользуется Linux.
6. Делала мишку из помпонов (это рукоделие такое, потом покажу конечный результат)

11 апреля, сб
1. Чтение учебника-хрестоматии по литературе
2. Лингвалео
3. Подготовка к аттестации по информатике: четыре билета
4. Разбор непонятных вопросов с папой, включая раскручивание системного блока ))

12 апреля, вс
1. Подготовка к аттестации по информатике: три билета
2. Разбор непонятных вопросов с папой
3. Лингвалео
4. Мишка из помпонов
5. Четыре разворота из книги про путешественников
6. Закончили вместе кроссворд (задание по истории искусств)
7. Читали про маньеризм (непонятный вопрос из кроссворда). Например, здесь http://art-line.co.ua/renaissance/211-xvi-vek-v-iskusstve-italii-chinkvechento.html
8. Устали. Пели хором "Полна, пооолнааа чууудес могууучая прирооода..." ))
 

Traveller

Пользователь
Настя, а чем так привлекателен лингволео? Мой там тоже зависает, но я воспринимала это как игру. А вы смотрю всерьез занимаетесь, можно поподробнее?
 

kuzmina.nastya

Пользователь
Таня, Лингвалео - это полностью Машина вотчина. Я туда не лезу ))
Поэтому спросила у Маши, что ей там нравится. Ответ:
1. Хорошие возможности учить слова и пополнять словарный запас
2. Улучшение навыка аудирования, т.к. постоянно слушаешь англоговорящих людей, у которых к тому же разное произношение
3. Разбор грамматики

Если что, у нас платный вариант. На бесплатном не так много возможностей.
 

kuzmina.nastya

Пользователь
13 апреля, пн
1. Повторение всех билетов по информатике
2. Снова PowerPoint и Paint
3. Лингвалео
4. Обсуждение с папой непонятного по информатике
5. Четыре разворота из книги про путешественников
6. Читала и смотрела в интернете про Андрея Рублева (новое задание по истории искусств)

14 апреля, вт
1. Еще раз просмотрела весь учебник по информатике и повторила все билеты
2. Лингвалео
3. Посмотрела половину фильма "Поллианна" (на английском языке, на сайте Лингвалео)

15 апреля, ср
1. Утром еще немного обсуждали с папой информатику, в частности командный интерфейс (что это? :eek:)
2. Сдала аттестацию по информатике
3. Обсуждала со мной, как прошла аттестация
4. Лингвалео
5. Учебник-хрестоматия по литературе
6. Смотрела в интернете картины и керамику Врубеля (Слова Маши: "Еще раз убедилась в том, что Врубель - гений")

16 апреля, чт
1. Учебник-хрестоматия по литературе
2. Лингвалео
3. Рисовала наброски (это еженедельное задание в худ. школе - 7 набросков людей)
4. Я читала Маше "Историю Англии" Азимова (период от Генриха I до Генриха II включительно) - просто захотелось почитать ей вслух, по большому счету не важно что.

17 апреля, пт
1. Учебник-хрестоматия по литературе
2. Лингвалео (в том числе продолжила смотреть "Поллианну")
3. Написала основное содержание презентации про Андрея Рублева
4. Обсуждали презентацию
5. Долго разбирались с историей Спасо-Андроникова монастыря, на территории которого находится Спасский собор https://ru.wikipedia.org/wiki/Спасский_собор_Андроникова_монастыря Рассматривали старые и новые фотографии.

18 апреля, сб
1. Учебник-хрестоматия по литературе
2. Лингвалео (в том числе досмотрела "Поллианну")
3. Кукольный театр, спектакль "Золушка" (это тоже такой наш проект - мы ходим на спектакли кукольного театра и смотрим как это сделано)
4. Пять разворотов из книги про путешественников
5. Мишка из помпонов
6. Закончился курс "Умные вещи" на Универсариуме, но Маша захотела заново пересмотреть первые модули этого курса.
7. Пришла ко мне, а я в это время начала слушать очередную передачу "Особое мнение" на "Эхо Москвы". Как раз обсуждалась прямая линия с Путиным. Послушали вместе.

19 апреля, вс
1. Учебник-хрестоматия по литературе
2. Тынянов "Подпоручик Киже" (программа по литературе)
3. Лингвалео
4. Органный зал, абонемент "Гаудеамус"
5. Долго обсуждали и доделывали презентацию про Андрея Рублева (часа три), несмотря на то, что ее основное содержание было написано Машей раньше.
 

kuzmina.nastya

Пользователь
20 апреля, пн
1. Доделали до конца презентацию про Андрея Рублева
2. Лингвалео
3. Когда Маша после прочтения "Подпоручика Киже" поделилась своим сочувствием к Павлу I и назвала его бедным, я сразу вспомнила фильм "Бедный, бедный Павел". Поэтому прочитали немного про Мережковского и его трилогию "Царство Зверя" (по одной из книг трилогии снят этот фильм). Сам фильм запланировали на завтра.
4. Еще говорили в этот день о фашизме и о войне. Не только о Великой Отечественной. А о войне всякой, в том числе и той, которая сейчас идет в Украине. Стимулом послужили несколько постов Дины Сабитовой http://feruza.livejournal.com/3882773.html, http://feruza.livejournal.com/3883459.html и http://feruza.livejournal.com/3883920.html. У нее есть еще один подзамочный пост, но я думаю, что могу процитировать здесь, как он заканчивается: "Это я к спорам, каковы признаки фашизации людей. Детей. Незаметно может быть. Красиво, бодро, вместе, коленки, береты. Нет, Я НЕ ИМЕЮ В ВИДУ, что пионеры были фашистской организацией. Я имею в виду, что иногда ты на первый взгляд не отличишь, где твоего ребенка уже кормят фашизмом. Потому что пока ты сильно занят на работе, это может случиться, а выглядеть будет красиво. Бодро. Радостно." А я это к тому, что на дверях школы, куда Маша ходит сдавать аттестации, висит объявление с призывом помогать детям Донбасса. А уж как это объясняется и чем мотивируется, остается только догадываться... https://www.google.ru/search?client...nel=fs&tbm=vid&q=урок+про+присоединение+крыма.
Вот это мое "самое любимое", пожалуй http://www.youtube.com/watch?v=oxmK0X_nlvQ.

21 апреля, вт
1. "Подпоручик Киже" (Маша читала на второй раз по собственному желанию)
2. Фильм "Бедный, бедный Павел" https://ru.wikipedia.org/wiki/Бедный,_бедный_Павел
3. Лингвалео
4. Второй модуль курса "Домашняя мультстудия" (Универсариум)
5. Повторение курса "Умные вещи" (Универсариум)
6. Вечером слушали Шаляпина: Элегию (Массне), Блоху и Сказание о двенадцати разбойниках.
7. Потом читали Некрасова "О двух великих грешниках" (из поэмы "Кому на Руси жить хорошо"), потому что тексты, что поет Шаляпин и что написал Некрасов, не совпадают и получаются совершенно разные смыслы. Почитать об этом можно здесь http://a-pesni.org/popular20/bylo12.htm#0 Послушать Шаляпина здесь http://www.youtube.com/watch?v=zapX8PCln9o

22 апреля, ср
1. Учебник-хрестоматия по литературе
2. Один разворот из книги про путешественников
3. Вечером возвращались из гостей и наблюдали на небе ясный, недавно народившийся месяц, а также Венеру и Юпитер http://www.biguniverse.ru/posts/neb...sozvezdiya-i-luna-mezhdu-veneroj-i-yupiterom/

23 апреля, чт
1. Учебник-хрестоматия по литературе
2. Лингвалео
3. По собственному желанию Маша решила начать изучение испанского языка. Несколько лет назад я купила пару обучательных дисков.
4. Фильм "Полночь в Париже" https://ru.wikipedia.org/wiki/Полночь_в_Париже (по моей рекомендации)
5. Смотрела в интернете про писателей и художников из фильма
6. Пришла ко мне с вопросом: что это за Бобовый король на картинах Якоба Йорданса? Вот ответ http://blogovine.ru/bobovyj-korol-ili-kak-zazhigali-v-antverpene-po-versii-yakoba-jordansa/
7. Начали решать задачи по химии. Вместе повторили понятия: моль, молярная масса, постоянная Авогадро и др.
8. Как-то так получается, что тема репрессий 30-х годов перманентно присутствует в наших разговорах. Я сейчас слушаю аудиокнигу "Крутой маршрут", там была упомянута немецкая актриса Карола Неер. Прочитали про нее с Машей http://urokiistorii.ru/history/people/51931

24 апреля, пт
1. Учебник-хрестоматия по литературе
2. Лингвалео
3. Испанский
4. Задачи по химии, повторение теории. Немного подробнее расскажу, что я подразумеваю под повторением теории. В учебниках химии дается умилительное определение моля: моль - это такое количество вещества, которое содержится в 12 граммах изотопа углерода двенадцать. Почему углерода? Почему в 12 граммах? Понятно, что ничего не понятно. Это и невозможно понять без предыстории. Я же пытаюсь выстроить исторический ход событий: сначала закон объемных отношений Гей-Люссака, потом гипотеза Авогадро (впоследствии ставшая всемирно известным законом), потом определение относительных масс атомов, потом уже моль, потом постоянная Авогадро. А в учебнике все перевернуто с ног на голову: сначала на ребенка набрасываются с постоянной Авогадро и только несколько глав дают закон Авогадро. Причем дают его в современной, непонятной, годящейся только для зазубривания трактовке, а не в той, как сформулировал сам Авогадро. (Кстати говоря, наш учебник от "Сфер" http://spheres.ru/ гораздо лучше в этом отношении, чем любимый школами Габриелян.) Нужно еще обратить внимание, что и Гей-Люссак, и Авогадро делали свои открытия в условиях Великой французской революции и Наполеоновских войн в Европе. Так ученые и их открытия перестают быть "сферическими конями в вакууме" и обретают свое место в большой истории человечества.
5. Наброски 7 шт. (для худ. школы)
6. На Машу напало вдохновение, и она сочинила стихотворение :rolleyes:
7. Универсариум. Курс "Туфельки для Золушки: дизайн полезных вещей". Это по своей собственной инициативе Маша решила начать этот курс. Решили, что если первые два модуля понравятся, то будет смотреть его до конца.
8. Фильм "Улыбка Моны Лизы" https://ru.wikipedia.org/wiki/Улыбка_Моны_Лизы. Маша где-то увидела отрывок из этого фильма, и я одобрила, чтобы она его посмотрела.
 

Traveller

Пользователь
Настя, спасибо , что пишешь. Это очень важно, я решила для себя тоже записывать ,что и сколько Егор делает за день. Это очень организует и позволяет посмотреть на учебный процесс со стороны.
Попробовала я в этот раз заниматься с ним не всеми предметами по чуть - чуть каждый день, а блоком. Не могу сказать , что это было осознаное решение, скорее жизнь заставила( мы уже три раза пропустили срок сдачи экзамена по Окружающему миру).
Мне понравилось, получилось настоящие погружение в предмет.
Схема такая:
У меня перед глазами лежит список всех вопросов по теме. Я начинаю Егора спрашивать, если он с первого раза четко, правильно и аргументированно отвечает, я перехожу к следующему вопросу, если " плавает" или пытается с помощью рук объяснить или формулировки не четкие, начинаем разбирать вопрос( книги, интернет, видео) и обязательно план- конспект. Он конечно вопит и говорит что он и так все запомнил, но здесь я настойчива. Для аргументации своей позиции цитирую Ницше : " Тупой карандаш лучше острого ума". Что не записано то потеряно.
Отдельное спасибо Люде за наши занятия по Окружающему миру, сейчас, при подготовке к экзамену, эти знания очень пригождаются.
 

kuzmina.nastya

Пользователь
Да, Таня, я тоже рада, что стала записывать, чем мы занимаемся в течение дня. Сначала я думала, что делаю это больше для других. Но где-то на третьей неделе я поняла, что это полезно и мне, потому что только благодаря этим записям я увидела, насколько далеко мы с Машей ушли от традиционного школьного образования, и это не может не радовать :)

Что касается обязательных планов-конспектов, то здесь я часто вспоминаю цитату из Алисы (кажется, в Зазеркалье):
- Этой ужасной минуты я не забуду никогда в жизни! - сказал Король.
- Забудешь, если не запишешь в записную книжку! - заметила Королева. ;)
 

Traveller

Пользователь
Настя, а как быть? Как не записывая систематизировать достаточно большие объемы информации? Мы ведь к подготовке к экзамену приступили когда, фактически,все темы в течении года были изучены, но он не на все вопросы мог ответить сходу, а это означает что знаний нет. Знания должны быть в голове.
 

luda

Администратор
Команда форума
Тоже вижу ценность в том, чтобы записывать пройденное/пережитое с детьми. Такая виртуальная записная книжка. Но это теоретически. А практически часто не до этого, лень. Но Настя и меня вдохновила! По неделям у меня пока точно не получится, а вот по дням - попробую. Мне кажется, важность записывания еще и в том, что ты видишь, где чего не хватает и можешь компенсировать/исправить. Ну или порадоваться достигнутому :)

28 апреля, вторник

С малышами (в основном с Сашей, почти 6 лет, Петя тоже слушает) проще всего:
1. Повтор стихотворения для запоминания. На этой неделе это "Вышла чашка погулять" М. Яснова http://www.epampa.narod.ru/yasnov/chashka.html . Прочитали одно стихотворение из сборника Стивенсона http://www.labirint.ru/books/380869/
2. Сказка в день. Сегодня это "Медное, серебряное и золотое царства" из сборника "Русь сказочная" http://www.labirint.ru/books/372357/ . Посчитали количество сказок в книге, посмотрели количество страниц.
4. Чтение о природе - "Как обманули птиц" из сборника Юрия Дмитриева http://www.labirint.ru/books/419409/
5. Пару страничек из "Занимательной азбуки" Шибаева http://www.labirint.ru/books/415115/. В этот раз было про "буква заблудилась" - заменить буквы в словах, чтобы было правильно по смыслу. Некоторые слова сам читал.

Эдик. С ним мы, по идее, к сдачам готовимся.
1. Библия с папой - Притчи.
2. Параграф из учебника по истории России (да, думаю, учебник стоит прочитать перед экзаменом). Чтение, пересказ мне.
3. Русский. Заключительный параграф из учебника Граник. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Просто теория - рассказал мне с примерами. Упражнения по учебнику мы не делаем. Итоговый тест за курс 6 класса занял 10 минут, одна ошибка. По той тему, где ошибся, рассказал теорию и подробно объяснил, в чем ошибка.
4. Обществознание - чтение и обсуждение главы из учебника (опять же для экзамена, так бы я его в руки не взяла) с папой.
5. Страница из учебника английского, папа проверяет.
6. Математика - три задания из сборника задач Смыкаловой http://metaschool.ru/pub/book/b6zad.php . Мне очень нравятся задания там.
7. Закончил читать книгу "А я был в компьютерном городе". Сам где-то нашел, книга старая.
8. Вечером еще с Павлом читают окружающий мир по серии "Божий замысел". Одну главу, вместе обсуждают.

Павел:
1. Библия с папой.
2. Чистописание - два стиха из книги Послание Иакова.
3. Морфемный разбор - 3 слова из переписанных стихов (мама выбирает) и столбик других слов.
4. Чтение и пересказ одной главы "Рассказов о веществе" Стрельниковой.
5. Английский - часовой урок в группе, я веду.
6. Математика - страница с задачами и примерами (самостоятельно), задачи на дроби (со мной).
7. Главу из книги "Акитаммарг" Соболевой - чтение, выполнение заданий по ходу
 

kuzmina.nastya

Пользователь
luda сказал(а):
По неделям у меня пока точно не получится, а вот по дням - попробую.
Конечно! Тебе же в четыре раза больше надо записывать! ;)

luda сказал(а):
Обществознание - чтение и обсуждение главы из учебника (опять же для экзамена, так бы я его в руки не взяла)
О, да! Учебники по обществознанию - это что-то! :rolleyes:
 

kuzmina.nastya

Пользователь
Traveller сказал(а):
но он не на все вопросы мог ответить сходу, а это означает что знаний нет. Знания должны быть в голове.
Я бы не стала утверждать, что дело именно в том, что знаний нет. Знания, скорее всего, есть, только он не может в них сходу сориентироваться и выстроить ответ. Я до сих пор учу Машу, как отвечать устно. Основной принцип - начни с главного (и на главном же можешь и остановиться ;) ). И до сих пор не всегда это срабатывает. Например, вот сегодня. Вопрос билета: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера. Посмотрела план ответа, который составила Маша. Первым пунктом какое-то бла-бла-бла. А что должно быть: Периодический закон был открыт тем-то тогда-то и формулируется так-то. И т.д. Заканчиваем значением этого открытия.
Но я думаю, что это приходит с возрастом. А пока вот в двадцатый раз повторяю, как надо отвечать. А шо делать? ;)
 

luda

Администратор
Команда форума
kuzmina.nastya сказал(а):
Traveller сказал(а):
но он не на все вопросы мог ответить сходу, а это означает что знаний нет. Знания должны быть в голове.
Я бы не стала утверждать, что дело именно в том, что знаний нет. Знания, скорее всего, есть, только он не может в них сходу сориентироваться и выстроить ответ. Я до сих пор учу Машу, как отвечать устно. Основной принцип - начни с главного (и на главном же можешь и остановиться ;) ). И до сих пор не всегда это срабатывает. Например, вот сегодня. Вопрос билета: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера. Посмотрела план ответа, который составила Маша. Первым пунктом какое-то бла-бла-бла. А что должно быть: Периодический закон был открыт тем-то тогда-то и формулируется так-то. И т.д. Заканчиваем значением этого открытия.
Но я думаю, что это приходит с возрастом. А пока вот в двадцатый раз повторяю, как надо отвечать. А шо делать? ;)

Мне в этом плане для началки нравится подход катехизиса - вопрос и четкий ответ на него. И пересказы - ведь там как-раз и нужно главное выделить и организовать свой ответ. А то, что с возрастом приходит - это верно отчасти, смотря как учить до этого. Последнее время прям бьюсь с Павлом, чтоб он делал все по алгоритму, проговаривая шаги. Две области у нас - морфемный разбор (ну начинает с корня, и все тут!) и уравнения (решаем длинные, не всегда очевидно, с чего начать, ну почему не проставить сразу действия и не начать с последнего??? ан нет!) Мне кажется, привычка к четкости с детства, к умению выделять главное, помогает и в дальнейшем не растекаться мыслью (а то и ее отсутствием, к сожалению, и такое бывает) по древу.
 

Traveller

Пользователь
Люда, а длинные уровнения - это что? Напиши пример, пожалуйста, я что-то упустила...
 

Traveller

Пользователь
Люда писала:
Мне в этом плане для началки нравится подход катехизиса - вопрос и четкий ответ на него. И пересказы - ведь там как-раз и нужно главное выделить и организовать свой ответ.

Настя, в началке действительно мало вопросов на которые надо давать Развернутые ответы, вопрос сколько органов чувств у человека или строение дыхательной системы, не требует времени , чтобы собраться с мыслями и выделить главное, ребенок или знает или нет. В 4 классе в рамках изучения Окружающего мира, начинается история и на такие вопросы
Действительно понадобятся развернутые ответы,
Напишите, какие века называют в Европе средними и почему.
Напишите, кто такие христиане, мусульмане и буддисты.
И всё же если не писать, как систематизировать знания и запоминать понимая?
В случае с Егором даже прямой пересказ не помогает понять , понял он или просто запомнил. Ведь если просто запомнил ( а память у него хорошая), то это же не надолго, если нет понимания или интереса информация в долговременную память не перейдет.
 

luda

Администратор
Команда форума
Таня, например, 96 + (700 + а):70 = 200
 

kuzmina.nastya

Пользователь
Traveller сказал(а):
Настя, в началке действительно мало вопросов, на которые надо давать развернутые ответы. Вопрос сколько органов чувств у человека или строение дыхательной системы не требует времени, чтобы собраться с мыслями и выделить главное, ребенок или знает или нет.
Таня, даже я не отвечу с ходу сколько органов чувств у человека. Я их могу посчитать. Соответственно, вопрос "Сколько органов чувств у человека?" требует трансформации в "Перечисли органы чувств человека и посчитай их". Для этой трансформации тоже должна вырасти соображаловка ;) И мне кажется, что главное - это как раз ЭТОМУ научиться. То есть мы берем учебные предметы, но наша цель - не выучить предмет, а вырастить соображаловку. А на это нужно время и терпение. В этом и сложность.

Traveller сказал(а):
В 4 классе в рамках изучения Окружающего мира начинается история и на такие вопросы действительно понадобятся развернутые ответы:
Напишите, какие века называют в Европе средними и почему.
Напишите, кто такие христиане, мусульмане и буддисты.
Битнер, конечно, так громко проповедует свободу от школ, но своих учеников не щадит и, как мне кажется, задает эти вопросы раньше времени ;)
Христиане - это люди, исповедующие христианство? Такой должен быть правильный ответ? :)

Traveller сказал(а):
И всё же если не писать, как систематизировать знания и запоминать понимая?
Да никак. Потому что никакой системы здесь нет. Сплошные отрывки из обрывков. Тут же тебе органы чувств, тут же средние века, тут же почему Земля круглая :) Систематизировать это - утопия. Тем более, что эти темы будут изучаться позже - в рамках второй ступени, где они будут действительно даны в относительной системе. И все же понять, почему Средние века были названы именно так, можно лишь поняв философию гуманистов, а это не такой простой вопрос :) Для этого нужно находиться немножко над темой, а не в теме.
Вот поэтому у меня претензии к Битнеру. Взаимодействие со школами он организовал прекрасно. Правда, за деньги ;) А что касается содержания - та же самая голимая школа.
 
Верх